Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

МАРОВСКИЙ (КРЕСТОМАРОВСКИЙ) В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
44, С. 67-69 опубликовано: 9 апреля 2021г.


МАРОВСКИЙ (КРЕСТОМАРОВСКИЙ) В ЧЕСТЬ ВОЗДВИЖЕНИЯ КРЕСТА ГОСПОДНЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Маровская Крестовоздвиженская община. Фотография. Нач. ХХ в.
Маровская Крестовоздвиженская община. Фотография. Нач. ХХ в.

Маровская Крестовоздвиженская община. Фотография. Нач. ХХ в.

(Крестомаровский), находился близ с. Прудищи (Зверево) Васильсурского у. Нижегородской губ. (ныне пос. Красные Мары Спасского р-на Нижегородской обл.). Основан в 1-й пол. XVII в. как мужской. Главным источником сведений о первоначальном периоде истории М. м. является «Повесть о создании Крестомаровской общежительной пустыни» (РНБ. Q.XVII.66. Л. 146-156 об.), написанная в кон. XVII в. насельником обители мон. Макарием (Вороновых (Вороновым)), пришедшим в М. м., вероятно, из Малороссии. В б-ке Нижегородской ДС в XIX в. хранился печатный Киево-Печерский патерик с надписью: «Сия книга Маровские пустыни дал вкладом Маркелка Воронов 7175 [1668 года] сентября 1 и подписал сам» (Макарий (Миролюбов). 1857. С. 375).

Согласно «Повести...», в 1632 г. из Киева в с. Прудищи Нижегородского у., вотчину стольника Замятни Леонтьева, пришел мон. Матфей. Рядом с приходским храмом в честь Зачатия св. Иоанна Предтечи он «ископал в горе малу пещеру». Подвижник «книг был не учен», но отличался рассудительностью и сострадательностью к ближним. Местные крестьяне почитали его. Мон. Матфей «пищу себе приобретал делом токарства». Вскоре мон. Матфей и местный крестьянин Иларион (в постриге Иларий) поселились в лубяном шалаше у источника Булач, в 3 верстах от села. К братии присоединились бывш. насельник Макариева Желтоводского во имя Святой Троицы монастыря мон. Маркелл и пустынножитель заволжских лесов иером. Макарий, к-рого за «тихость в благонравном рассуждении, знамения носимые иноческого подвига изнеможения тела» первые насельники избрали своим наставником в молитве.

Однажды иером. Матфею и мон. Иларию явились 2 ангела, возвестившие: «Се место Божию хотению изволишу быти церкви Воздвижения Честнаго Креста Господня и собора архистратига Михаила». По просьбе подвижников вотчинник Леонтьев пожертвовал им участок земли для строительства храма и обеспечил братию довольствием. Вскоре иером. Макарий отправился в Москву к патриарху Московскому и всея Руси Иосифу, который выдал ему грамоту на строительство церкви и снабдил деньгами (5 р. серебром). Согласно «Повести...», выйдя из Патриарших покоев у Фроловских (Спасских) ворот Кремля, о. Макарий встретил некоего подьячего, «изографа искусна», к-рый рассказал, что в благодарность за свое исцеление написал икону Собора арх. Михаила и раздумывает, в какую церковь ее пожертвовать. Подьячий пригласил иером. Макария домой, угостил и подарил ему икону для маровского храма.

Церковь свт. Николая Чудотворца. 2011 г. Фотография. 2015 г.
Церковь свт. Николая Чудотворца. 2011 г. Фотография. 2015 г.

Церковь свт. Николая Чудотворца. 2011 г. Фотография. 2015 г.

Первый храм пустыни в 1642 г. был освящен во имя арх. Михаила. Главной святыней обители стала икона арх. Михаила, привезенная иером. Макарием из Москвы. Впоследствии киевлянин мон. Матфей удалился в пустынь у местечка Янково в 15 верстах от Желтоводского монастыря, где и скончался. Мон. Иларий оставался в М. м. до смерти, а иером. Макарий был возведен в сан архимандрита и переведен в один из астраханских мон-рей настоятелем.

При игум. Павле (Моравском; Ɨ 1686), который после 1653 г. ввел в пустыни общежительный устав, возрождались традиции монашеской жизни, в частности нестяжания. В 1667 г. в М. м. принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея духовный писатель, впосл. митр. Сибирский и Тобольский Игнатий (Римский-Корсаков). В 1672-1675 гг. он исполнял должность строителя обители. В М. м. иером. Игнатий закончил работу по переводу с греческого и редактированию сборника Житий святых (РГБ. Овчин. № 749), переписал и отредактировал Скитский патерик (ГИМ. Син. № 214), составил монастырский синодик, включив в него большое число имен крестьян, посадских и мастеровых людей.

В годы настоятельства игум. Павла были построены каменный собор в честь Воздвижения Креста Господня, храм во имя Святой Троицы, жилые и хозяйственные здания, каменная ограда. Возможно, зодчие, возводившие монастырские храмы, позднее трудились и над созданием ансамбля Желтоводской обители в 40 км от М. м. Развитию пустыни способствовало ее выгодное положение на оживленном торговом пути. Именно здесь проходила дорога из волжского понизовья через г. Курмыш в Лысково, на Макарьевскую ярмарку, и в Н. Новгород. У стен монастыря с 10 по 15 сент. стала проводиться ежегодная ярмарка, приуроченная ко дню престольного праздника Воздвижения Креста Господня. В Лыскове, в жен. Рождественском мон-ре, находилось подворье пустыни, где жил «дворник лысковец бобыль Стенька Онтипьев». При игум. Павле в М. м. проживало 80 насельников. Мон-рь имел скотный двор, 2 мукомольные мельницы при прудах, сад, пчельник, места для рыбной ловли на р. Суре и на озерах в устье р. Курмышки. Но собственных вотчин у М. м., видимо, не было.

В 1672 г. указом царя Алексея Михайловича игум. Павел был назначен настоятелем Желтоводского мон-ря с возведением в сан архимандрита. Ок. 1674 г. он вновь возглавил М. м., а 2 апр. 1676 г. в Успенском соборе Московского Кремля патриархом Иоакимом хиротонисан во епископа Коломенского и Каширского с возведением в сан архиепископа.

Крестный ход с иконой Божией Матери «Избавительница» от ц. ап. Иоанна Богослова в с. Вазьянка к Маровскому мон-рю. Фотография. 2014 г.
Крестный ход с иконой Божией Матери «Избавительница» от ц. ап. Иоанна Богослова в с. Вазьянка к Маровскому мон-рю. Фотография. 2014 г.

Крестный ход с иконой Божией Матери «Избавительница» от ц. ап. Иоанна Богослова в с. Вазьянка к Маровскому мон-рю. Фотография. 2014 г.

В царствование имп. Петра I хозяйство М. м. пришло в упадок. В 1705 г. все монастырские мельницы, места для рыбной ловли и постоялые дворы были обложены пошлиной, сократились и вклады жертвователей. В 1717 г. при игум. Варсонофии пустынь была разграблена И. Шадриным с др. крестьянами из с. Толбы и дер. Погореловский Майдан. В сент. того же года по челобитной игум. Варсонофия началось следствие. Крестьяне признались, что вынесли из мон-ря 464 р. 31 алтын и 1,5 деньги. Вскоре они вернули 200 р., 64 р. 31 алтын и 1,5 деньги грабителям простили, а дело о возврате 200 р. затянулось до 1724 г. К нач. 20-х гг. XVIII в. пустынь владела луговыми угодьями по р. Изме, местами для рыбной ловли, а также 9 дес. пахотной земли, «сбор хлеба был не очень значителен»: от 8 (в 1721 г.) до 14 (в 1720 г.) четвертей ржи (Гавриил, иером. 1871. С. 38).

Со времени основания М. м. был самостоятельным и находился в ведении Патриаршего приказа, но в 1721 г. приписан к Оранской в честь Владимирской иконы Божией Матери пустыни. Настоятель Оранской пуст., в которой проживало 20 чел., не решался приютить 26 маровских монахов. Только в июле 1723 г. Нижегородский еп. Питирим (Ɨ 1738) приказал оранскому архим. Исаии (Ичанову) «ехать на Мары», принять от игум. Стефана имущество и перевести всю братию в дер. Оранка. В итоге только 9 маровских иноков поселились в Оранском мон-ре. К сер. XVIII в. в М. м. оставалось не более 10 монахов вместе с игум. Викентием, уроженцем с. Низовка. Во время пожара в Михаило-Архангельской ц. сгорела чудотворная икона арх. Михаила, привезенная из Москвы иером. Макарием. В 1758 г. доход обители составил 115 р. Из них 60 р. выплатили крестьяне - арендаторы рыбных ловель. Для пополнения казны игумен был вынужден продать 11 коров из монастырского стада за 21 р. Согласно отчету игум. Феодосия за 1764 г., доход М. м. составил 60 р. 67 к.

В 1764 г. обитель упразднили, однако нек-рое время братия продолжала проживать в маровских кельях. В 1771 г. пустынь была разграблена и сожжена шайкой разбойников под предводительством Галактиона Григорьева (Галани (Галанки)), крестьянина сельца Саблуково Васильсурского у. Неск. монахов убили, а настоятеля, по преданию, сожгли на костре. Затем монастырь разорялся отрядами Е. И. Пугачёва. Убиенная разбойниками братия была погребена. Согласно описи Нижегородского наместничества 1780 г., на месте упраздненной пустыни стояла каменная Крестовоздвиженская ц. с колокольней, «почти вся развалилась, прочяго никакого строения не имеется» (Макарий (Миролюбов). 1857. С. 436). К нач. 70-х гг. XIX в. были «видны эти развалины, кроме того насыпь и надгробный камень». К могилам погибших монахов приходили богомольцы, отламывали куски надгробного камня «как целебное средство против зубной боли» (Гавриил, иером. 1871. С. 41). Маровскую ярмарку, много лет проводившуюся у стен мон-ря, в 1785 г. перенесли в с. Чернуха.

В 70-х гг. XIX в. в запустелой обители чуваш Иван Петрович построил деревянную часовню и келью. После его смерти в 1885 г. на средства Н. А. Демидова рядом с деревянной была выстроена каменная часовня в древнерус. стиле. К 1887 г. при часовне проживали неск. старцев. 6 июля 1887 г. викарий Нижегородской епархии еп. Балахнинский Димитрий (Самбикин) посетил территорию бывш. мон-ря, молился о его возрождении.

Указом Синода от 5 сент. 1901 г. на месте муж. пустыни была основана Крестовоздвиженская жен. община, попечителем к-рой стал В. Москвин, родившийся в Вятской губ. Из личных сбережений он выделил неск. тысяч рублей на создание неприкосновенного капитала общины и купил для нее участок пахотной земли. Впосл., будучи заштатным священником, Москвин проживал в общине, совершал богослужения.

В с. Чернуха была куплена деревянная кладбищенская церковь, перевезена на территорию обители, установлена здесь и в 1901 г. освящена во имя Св. Троицы. Началось, но не завершилось строительство нового каменного собора. К 1910 г. в общине также имелись каменная часовня, деревянная звонница, 5 домов, в т. ч. странноприимный, гостиница, действовали иконописная, позолотная и столярная мастерские, были устроены скотный двор, конюшни, амбар, работала мельница, разбит фруктовый сад, заведена пасека. В расчищенных прудах разводилась рыба. При общине были открыты больница, богадельня и школа для девочек. В ведении обители находилось 60 дес. земли, к-рые обрабатывали сами послушницы. Начальницей являлась Екатерина Васильевна Пасынкова, казначеей - Елена Москвина. В 1919 г. в общине числилось 148 чел.

Главной святыней общины являлась икона Божией Матери «Избавительница» (кон. XIX в.), к к-рой верующие из окрестных сел ежегодно совершали крестные ходы. По преданию, икона была написана для с. Сорвижское Котельнического у. Вятской губ. в Греции или в Иерусалиме. Икону 3 года несли из Палестины, путь проходил через Ст. Мары. После остановки здесь на отдых несшие образ не смогли продолжить шествие, т. к. икона стала неподъемной. Тогда святыню с трудом перенесли в Троицкую ц. общины. К др. местночтимому образу - иконе Божией Матери «Троеручица» - любил приезжать еп. Лысковский, викарий Нижегородской епархии, сщмч. Александр (Щукин).

В нач. 20-х гг. XX в. сестры зарегистрировали сельскохозяйственную коммуну, к-рая в 1927 г. была закрыта, в церкви устроен клуб. Впосл. недостроенный собор был взорван, Свято-Троицкая ц. разобрана. Жители с. Вазьянка (ныне Спасского р-на) сберегли местночтимую икону Божией Матери «Избавительница». Сохранился синодик пустыни (БАН. 16.13.32). В 1997 г. на месте алтаря Свято-Троицкой ц. был поставлен деревянный крест. С того же года совершались крестные ходы с иконой «Избавительница» от храма ап. Иоанна Богослова с. Вазьянка до разрушенного мон-ря.

В 2008 г. архиеп. Нижегородский и Арзамасский Георгий (Данилов) благословил строительство нового мон-ря на месте прежней обители. Возведен и 14 авг. 2011 г. архиеп. Георгием освящен деревянный храм во имя свт. Николая Чудотворца. С 2015 г. по решению епархиального совета Лысковской епархии Нижегородской митрополии строящаяся обитель имеет статус епархиального подворья.

Ист.: Повесть о создании Крестомаровской общежит. пуст. / Авт. предисл.: инок Макарий (Вороновых). М., 1889, 1896.
Лит.: ИРИ. Ч. 4. С. 816; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей в Нижегородской губ. СПб., 1857; Гавриил, иером. Описание Оранского Богородицкаго мон-ря. Н. Новг., 1871. С. 38-42; Демидов Н. А. Ист. очерк Василь-Сурского у. Нижегородской губ. Н. Новг., 1884. С. 25-27; Можаровский А. Приход с. Тубанаевки Васильского у. Нижегородской епархии // Нижегородские ЕВ. 1890. Отд. неофиц. № 17. С. 551-563; Денисов. С. 556; Драницын Н. Н. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 г. Н. Новг., 1904. С. 148; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорус. церковную жизнь. Каз., 1914. Т. 1. С. XI, 371, 414; Воронова Л. Б. Археографический обзор списков сочинений Игнатия (Римского-Корсакова) // Исследования по истории обществ. сознания эпохи феодализма в России. Новосиб., 1984. С. 185-201; Смирнов Д. Н. Нижегородская старина. Н. Новг., 1995; Православные мон-ри России: Кр. справ. Новосиб., 2000. С. 114; Буланин Д. М., Ерофеев Д. Р. Макарий // СККДР. 2004. Вып. 3. Ч. 4: Т-Я. Доп. С. 487-489; Морозова О. П., Ледров С. М. Уголок Святой Руси: Село Вазьянка и Старые Мары. Н. Новг., 2007; Ледров С. М. «Братию питать умеренно, а лишних расходов не держать...»: Крестомаровская пуст. при Петре Первом // Сельские зори. 2014. № 5. С. 3; Никулин И. А. свящ. Преосв. Игнатий (Римский-Корсаков), митр. Сибирский и Тобольский. Екатеринбург, 2015.
Д. Б. Кочетов
Ключевые слова:
Монастыри Русской Православной Церкви (жен.) Нижегородская митрополия Русской Православной Церкви (с 15 марта 2012 г.) Маровский (Крестомаровский) в честь Воздвижения Креста Господня женский монастырь
См.также:
АБАБКОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ И ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Нижегородской и Арзамасской епархии)
АВРААМИЕВ РОСТОВСКИЙ В ЧЕСТЬ БОГОЯВЛЕНИЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ в г. Ростове Ярославской обл., близ оз. Неро
АГРАФЕНИНА РЯЗАНСКАЯ В ЧЕСТЬ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ ЖЕНСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в 14,5 км к сев. от Рязани
АКАТОВ ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ АЛЕКСИЯ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Воронежской и Липецкой епархии
АЛАТЫРСКИЙ КИЕВО-НИКОЛАЕВСКИЙ НОВОДЕВИЧИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Алатырской и Порецкой епархии Чувашской митрополии Русской Православной Церкви
АЛЕКСАНДРИНСКИЙ КОШЛОУШСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ в Казанской епархии